yamashita (yamashita) wrote in hatha_yoga,
yamashita
yamashita
hatha_yoga

Category:

Йога-нидра - ньяса. Часть 2 - ньяса рук

В продолжение нашего вводного рассказа о практике остановимся на ньясах немного более подробно. Ньяса (санскр. nyAsa – прикладывание, размещение, приложение) это часть тантрического ритуала, в которой внимание следует по различным частям тела, задействуя при этом визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия. Ньяса бывает внешняя (бахир) и внутренняя (антар). Во внешней ньясе мы прикасаемся пальцами руки или рук, сформированными в мудру (санскр. mudrA – печать; особое положение пальцев, рук или всего тела, принимаемое для практики) к различным частям тела. Это также называется спарша-ньяса (санскр. sparsha – прикосновение).


В первой части практики мы принимаем удобное положение сидя и делаем спарша-ньясы нескольких видов. Первый – кара-ньяса (санскр. kara - рука, а также акт делания). Есть разные варианты выполнения ньясы рук – в одном из них одноименные пальцы обеих рук поочередно соединяются, а мы на занятии используем другой вариант, в котором проводим кончиком указательного пальца от основания большого пальца до его кончика, а затем кончиком большого пальца проводим по всем остальным пальцам от основания до кончика. Затем ладони соединяются и проворачиваются вокруг, соприкасаясь тыльными сторонами.


В первом проходе мы используем шад диргха – шесть долгих «гласных» санскрита A, I, U, ai, au, aH, которые символизируют творение, поддержание, разрушение, сокрытие (покров иллюзии) и откровение (раскрытие иллюзии, понимание всего) в виде биджа (семенной) мантры – AM, IM, UМ aiM, auM. Последняя шестая мантры это висарга – придыхательный звук Х, которые указывает на трансцедентный и невыразимый аспект опыта.


Каждая из мантр предваряется шестью другими биджа-мантрами aiM hrIM shrIM aiM klIM sauH. Если не вдаваться в подробности тантрической мантрологии, то вкратце это можно пояснить так.

Мантра начинается с биджи aiM. Это поиск правды, аспект Богини Сарасвати (речь, разум, искусство). hrIM – это творящая сила, майя, иллюзия, налагающая на нас ограничение во времени, в пространстве, в материи, скрывающее настоящее познание. И таким образом, мы спрашиваем разрешение на познание вселенной, на познание всего, что нас ограничивает, мы пытаемся понять природу этого ограничения и через Милость Богини, выраженную в бидже shrIM, овладеть этим знанием. aiM hrIM shrIM – совершенный запрос на осознание всех процессов. Это путешествие из проявленного мира в непроявленный. aiM klIM sauH – сотворение, поддержание, разрушение. Это словно следующий запрос, который может быть выражен так: «дай понять действующие силы, дай понять происходящие процессы творения, проявления». ЭТО НЕ РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС СЛЕПОЙ ВЕРЫ, ЭТО ВОПРОС ПРАКТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И ОПЫТА.



В практике используются все репрезентативные системы – аудиальная (слушаете мантры, которые поизносит инструктор), кинестетическая (концентрируетесь на ощущениях в месте прикосновения), визуальная (визуализируете в местах прикосновения произносимые мантры). При этом для визуализации совершенно не обязательно использовать один из алфавитов санскрита деванагари, просто потому что это по-индийски:-). Деванагари стал использоваться для записи текстов тантр в сравнительно позднее время. А многие народы южной Индии вообще имеют свои древние системы письменности, которые используют для отображения санскрита. И нет никакого преимущества в использовании одного из них для носителей другой культуры. Поэтому вы можете использовать для визуализации символы знакомой кириллицы или латиницы.

Всматривайтесь, вслушивайтесь и вчувствуйтесь. Пальцы рук не зря являются объектом нашего внимания в этой практике. В 50-е годы XX века канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд (Wilder Penfield), обобщив опыт операций и экспериментов, создал схему, получившую название «гомункулус Пенфилда». Кортикальные клетки, чьи рецептивные поля располагаются на поверхности тела рядом, группируются вместе и в коре головного мозга. В результате в первичной коре мозга образуется представительство противолежащей поверхности тела - соматосенсорный гомункулус. Поскольку у человека в связи с развитием руки как автономного манипулятора резко увеличилось количество рецепторов осязания в коже кисти, участки коры, соответствующие рецепторам верхней конечности , намного больше рецепторов нижней конечности . Если изобразить представительство частей тела в постцентральной извилине (врисовать фигуру человека головой вниз - к основанию черепа и стопами вверх - к верхнему краю полушария), то получатся огромное лицо и большая рука, особенно кисть с большим пальцем, резко превосходящие остальные отделы: небольшое туловище и маленькую ножку.




А если отобразить эту схему более наглядно то так.



Вот как мы выглядим для нашего ума.



Проблема выделения себя из окружающего пространства (первый шаг к развитию «я») непосредственно увязана с ощущением собственного тела. Какими бы привычными, устойчивыми и объективными ни казались человеку его границы, они «очерчиваются» мозгом в реальном времени и могут быть сенсорно изменены буквально за десятки секунд.
В книге Phantoms in the Brain (1998) индийский исследователь Рамачандран (V.S. Ramachandran) подчеркивает это и рассказывает о различных опытах. Например, путем прикосновений и постукиваний, можно, к примеру, «вынести» нос на полметра или распространить ощущение собственного тела на какой-либо предмет.


В нашей практике ньясы мы не ставим такой цели, но используем ощущения в пальцах рук для другой проработки. Концентрация внимания на пальцах и разных частях тела, сопровождаемая звуковой последовательностью мантр, ведет к образованию новых психосоматических связей, улучшению внимания и психомоторно-координационных способностей.


Мне неоднократно доводилось слышать и иногда читать рассказы практикующих о том, как им сложно проходить сознанием по телу – мол, такое ощущение, что сознание никуда не движется или постоянно сбивается с маршрута. В данном случае нам снова помогает спарша ньяса – ньяса с прикосновением.

Вторая часть нашей практики - это хридайя (санскр. hRdаya – сердце) или анга (санскр. a~Nga – часть тела) Ньяса. Так она называется, потому что концентрация начинается с сердца – кончиками двух пальцев правой руки мы касаемся центра груди с мантрой hRdayAya namaH. И двигаемся далее:

- кончиками пальцев правой руки касаемся лба на границе роста волос с мантрой shirase svAhA (санскр. shiraH – череп)

- сжимаем правую руку в кулак, большой палец выставляем и касаемся макушки с мантрой shikhAyai vashaT (санскр. shikha – пучок волос на макушке, оставляемый подвижниками некоторых орденов)

- скрещиваем руки на груди с мантрой kacacAya huM (санскр. kavaca – защитная броня). Обращаем внимание на указание инструктора какая рука сверху, а какая снизу – в зависимости от используемой мантры положение может варьироваться.

- касаемся тремя пальцами правой руки глаз и межбровья: безымянным – левого глаза, средним межбровья, указательным – правого глаза, с мантрой netratrayAya vauShaT (санскр. netra – глаз, т.е. три глаза)

- двумя пальцами правой руки (указательным и средним) бьем по левой ладони с мантрой astrAya phaT (санскр. astra – вид метательного оружия)


Третья часть нашей практики также может быть выполнена не в форме манаса-ньясы (санскр. manas – ум), а в виде спарша-ньясы когда прикосновение помогает нам следовать сознанием по разным частям тела. Но матрика-ньясу мы рассмотрим подробнее в следующей части статьи.


Продолжение следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments